 |
Статистика |
 |
|
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
 |
|
 |
Рассказы за жизнь...и не только. |
 |
О несчастных и счасливых, о добре и зле.
А всё бабы!
От, вражье племя! Сколько от них вреда и беспокойства для
организма! Правильно один мужик умный сказал - женись! Женись,
говорит... и не думай. Повезёт с женой, проживёшь всю жизнь счастливо.
Не повезёт - философом станешь.
Вот я и стал. Философом.
Намедни получку принёс ей. Всё, до копеечки.
- Мало, - говорит, - на такие шиши только кошку прокормить можно.
Я начал возражать, маханул рукой и вазу кокнул. Ту, что тёща
нам на свадьбу дарила. Смотрю - моя в обмороке, столбняком
пришибленная, стоит. Потом упала перед ей на коленки, черепки
перебирает и рыдает взаправдышними слезами. Я начал было утешать, она
подняла на меня голову и так, шёпотом:
- Уйди, - говорит, - с глаз моих. Ты... зло ходячее.
Обиделся я, конечно. Взял и ушёл к чёртовой матери.
Иду.
Хотел к Лёньке пойти, да вспомнил, что он на рыбалку уехал.
Иду, значит, безо всякой конкретной цели, типа выпить. Голова
свободная, мысли так и лезут. И что-то запало мне это - зло ходячее. Это значится, если я зло, так она кто выходит - добро, что ли?
Нет, думаю, неправильно это. Непохожа она на добро. Сел на лавочку, кумекаю. Вот, к примеру, что такое зло?
Зарплату не дали - зло? Зло, конечно.
Фёдор мне, на прошлой неделе, в рыло заехал, за то, что я
ветки на его яблоне со своей стороны поотпиливал. Это зло? Конечно,
зло.
О! Я аж подпрыгнул. Так мне понравилось думать.
А что ж такое добро, получается?
Николай Степанович, бригадир наш, машину, месяц назад на
деньги у нас украденные, купил, а позавчера разбил. Вдребезги. Это
добро? Конечно!
Или вот, к примеру, племяш мой - Витька беспризорный,
четверть без троек закончил. Точно, добро. И так у меня в груди хорошо
стало, от того, что я не только о себе подумал, а и об Витьке
беспризорном.
Однако не удовлетворили меня такие изыскания. Закурил, сижу дальше думаю.
Вот, к примеру, сижу я курю. Приятно. Это добро? Конечно. А
я ж организм свой отравляю. Это зло? Конечно. Так, как же так
получается, что от одного и того же, сразу два результата выходит?
Тут мужик какой-то рядом присел, я ему свою тайную доктрину и выложил. Мужик хмыкнул, говорит:
- Диалектика. Ты к батюшке, в церковь сходи. Он тебе всё объяснит про добро и зло.
Слово 'диалектика' я конечно не запомнил. На пачке
сигаретной записал. Но к батюшке пошёл. Подхожу к церкви, а он
навстречу, как раз, выходит. Собрался куда-то, по своим требам. Лицо
широкое такое, гладкое. И тулово у него знатное, шире моего раза в два
с половиной будет.
- Здравствуйте, говорю, святой отец. Объясните мне в
спешном порядке, что такое добро и зло и как их отличить? Запутался я,
совершенно.
Он на меня, ласково так, взглянул, рукой махнул, вроде как я, когда вазу разбил, и говорит:
- Это просто, сын мой. В любом из нас добро живёт и зло, а граница проходит там, где Христос в тебе.
Осенил меня крестным знамением, пискнул кнопкой
сигнализации, сел в машину марки 'Ауди' с кольцами и укатил. А я стоять
остался. Не понял я ни хрена. Какая граница? Где Христос во мне?
Взгрустнул, однако. Пошёл в парк. Там народ умный собирается, в шахматы играют. Может, кто мне и расскажет?
Смотрю, сидит на лавке человек. Чудно так, сидит - одну ногу
под себя подвернул, вторую вперёд выставил, навроде шлагбаума. И умный
- сразу видно. Книжку читает.
Подошёл к нему, поздоровался. Он мне в ответ:
- Здравствуй, добрый человек.
- Ух ты! - думаю. - Это как же он враз определил, что я добрый?
Схитрю...
- Да нет, - говорю, - меня Сёма зовут. А тебя как?
- А это мне без разницы, - отвечает, - всё равно ты добрый человек. А зовут меня ВМ.
- Это что, - спрашиваю, - подпись такая?
- Нет, отвечает, - зовут меня так.
Странное имя, какое-то. Хотя, слышал я уже, одного зовут БГ.
Ну а этот, стало быть, ВМ. Ну и пускай. И вежливо к нему обращаюсь:
- Скажи мне, пожалуйста, дорогой товарищ ВМ, если тебе,
конечно, твоё свободное время позволяет, что такое добро и зло и как их
отличить друг от друга.
Глянул он на меня, книгу в сторону отложил, ногу из-под себя вытащил, сел по-человечьи.
- А тебе зачем?
- Да вот, жена меня ходячим злом обозвала, а ты добрым человеком.
Головой покрутил.
- Нет, Сёма, не похож ты на зло ходячее. Тяму у тебя на это не хватит.
Меня аж обида взяла.
- Чего это?
- Да вот, так. Ладно, давай попробуем вместе разобраться. Вот есть Бог, а есть Дьявол.
- Ну...
- Не нукай... так вот, Бог считается воплощением мирового Добра, а Дьявол, стало быть, воплощением мирового Зла. Согласен?
- Конечно. Бог он добрый. А вот скажи, Вселенную создал Бог?
- Бог.
- А на кой ляд он тогда создал Дьявола?
- А чтобы осознать себя. Какой он добрый и
всемогущественный. Вот, к примеру, ты один будешь жить, что ты про себя
будешь думать?
- Что я Сёма.
- Правильно, а какой ты Сёма? Во-о... не знаешь. Только,
когда глянешь на соседа алкаша, тогда скажешь - я Сёма малопьющий, к
примеру.
- Точно. Или работящий. Понял.
- Вот. Молодец! Теперь дальше поехали. Создал Бог Вселенную так, чтобы в ней была мировая гармония и порядок.
- Это он тебе сказал? Я вот знаю, что у нас чего не
создаётся - всё делается для гармонии и порядка, а через пару дней
смотришь - один бардак кругом. Может, и у Бога так получилось?
Поглядел он на меня, так, внимательно, и говорит:
- Ладно, Сема, тип ты вроде серьезный, давай мы с тобой Бога
в покое оставим и попробуем сами разобраться, по-человечески, не спеша.
- Ха! - говорю, - Да как же тут разберешься, когда лучшие
умы человечества толком ничего понять не могут и нас, слесарей пятого
разряда запутывают.
- А ничего, Сема, мы не торопясь. Знаешь, как альпинисты в
горы ходят, умные которые? Они не говорят - вот завтра я взойду на
Эверест. Они говорят, завтра я дойду до во-он того камушка. Смотришь,
дошел. Теперь я дойду до во-он того кустика. Ага... и сюда дошел. И так
от камушка к камушку, от кустика к кустику - вот он и Эверест.
Точно он сказал. Я аж восхитился его словами.
- Давай, - говорю, - добро и зло разбирать. Готов!
Посопел он носом, книжку свою захлопнул, ногу почесал и говорит:
- Скажи мне, пожалуйста, что ты будешь считать злом?
А я, не будь дурак, уже пример ему приготовил.
- А вот, к примеру, будет у меня короткое замыкание в
проводке и сгорит мой дом, к такой-то матери, весь с потрохами,
надворными постройками, садом, огородом и курятником.
- Да-а... это горе конечно. Ладно, обозначим такое событие
как зло. Ну, а вот скажи, если дом сгорит не у тебя, а у соседа, будет
это таким же злом?
Задумался я. С одной стороны, Федька мне в морду заехал за
яблоню эту, ну так и пусть себе горит на здоровье. А с другой, сколько
мы с ним водки вместе выпили, и мотоцикл он мне свой дает, когда надо.
Жалко Федьку, не так как себя, конечно, но жалко.
- Будет, - говорю, - злом. Не таким, как моё, чуток поменьше, но будет.
- Ладно, - говорит, - а если дом сгорит у того, кого ты совсем не знаешь, в другом городе, а то и в другой стране.
- Ха! - отвечаю я ему, - Я тебе что, Христос, - за всех душу
рвать? Да по фигу мне, в другой стране, гори они ясным пламенем, чего
мы от тех стран хорошего видали?
- Вот, Сема, видишь какой ты субьект! И мнение твое - субьективное.
Я, конечно, обиделся малость за слово обидное. Ишь... субьект я ему, но достойно возразил:
- Я, конечно, может и субьект, но мнение у меня самое объективное - чужая рубашка дальше от тела.
А он сидит, смеётся.
- Да нет, Сема, субъективное. Потому как одно и то же событие, пожар, ты считаешь то злом, то нет.
Мать честная! Я аж по лбу себя хлопнул. Точно! Чем дальше от меня этот пожар, тем меньше в нем зла, вроде бы как.
- Это что ж, - спрашиваю, - и с добром такая ж байда получится?
- Молодец, Сема, - отвечает, - точно такая же. Значит можно
считать, что существуют события, которые являются просто событиями, а
уж квалифицируем их как добро или зло мы, в зависимости от нашего
восприятия и отношения. Понял?
Ох, понял! Сразу я отношения жены своей, Клавки, к себе
понял, раз она меня злом обзывает. И весь смысл жизни этой, я сразу
понял. А он продолжает:
- А дальше самое интересное начинается. Например, возьмем
какое-то действие, которое мы считаем добром, и будем выполнять его
очень долго. Давай пример. Я чуток помялся:
- А можно я Витьку беспризорного, племяша своего, для примера возьму?
- Давай, Витьку, - говорит.
- Ну, значит, буду я каждый день Витьке давать по десять рублей. Нам Господь велел делиться.
- О! Хороший пример. И давай посмотрим, что получится. Даешь
ты ему неделю, месяц. Ходит Витька довольный, такой: - Спасибо тебе,
дядька, добрая душа.
Через пару месяцев, когда забудешь вдруг дать, покрикивать
начнет - чего мол, где мои десять рублей? Учебу забросит, работать не
пойдет. А на кой ляд ему работать, когда деньги сами сыпятся? И
превратится Витька в тунеядца и лодыря, и возненавидишь ты его всеми
фибрами души своей, да?
- Точно, - говорю, - возненавижу сильно.
- Ну и что в результате получится из так называемого добра?
- Зло! Самое настоящее. Чистейшей воды зло.
- Вот! Молодец Сема! Дотумкал. Перейдет твой действие в
категорию диаметрально противоположного качества. И так с любым, можешь
сам на досуге проверить.
Я на пачку сигаретную покосился, незаметно.
- Диалектика, - говорю.
Он на меня, прямо-таки, с восторгом вылупился.
- Правильно! Она самая и есть.
Задумался я тут опять.
- Ну, ладно. Я субъект и мнение мое субъективное. А ведь
должен где-то существовать объект с объективным мнением, чтобы, как на
что сказал - зло, значит все - кранты, зло и есть, как не крути.
Тут на колени ему лист с дерева свалился, он его поднял, разглядывает, а по листу муравьёнок бегает, суетится.
- Нету, - говорит, - Сема такого объекта. Вот придавлю я
сейчас этого муравья, и с его точки зрения это будет величайшее зло в
мире. А сотня тысяч таких муравьев возьмут да и устроят муравейник под
домом. Вроде бы как дело хорошее, а в результате дом разрушится, и люди
погибнут. Так что, с точки зрения тех людей, благом будет взять и
вывести их к едрене маме, перетравить гадостью какой-нибудь. И никогда
мы знать наперед не можем, что является злом, а что добром. Помрет
ребенок от коклюша или скарлатины какой, вроде бы и ничего хорошего. А,
возможно, тот ребенок вырастет и придумает такую заразу, от которой все
человечество медным тазиком накроется - это как? Войны люди ведут и, с
точки зрения каждой стороны, их война самая справедливая и честная, но
ведь так не бывает, чтобы две справедливости существовало?
- Конечно, не бывает, - отвечаю. - А как же те десять заповедей, что человекам на скрижалях выдали под расписку?
- О! Правильный вопрос. Заповеди те, Сема, это рецепт
выживания человечества не как биологического, а как социального вида. В
отдельно взятом человеке постоянно борется два начала - животное и
разумное. В животном присутствуют инстинкты и страсти, а в разумном -
совесть, духовность и прочие хорошие качества, которые и делают
человека человеком. И вот, когда берет в человеке верх животное начало,
тогда и идет он воровать, убивать, начинает ненавидеть окружающий мир
за то, что он не такой, как тому хочется. Вот заповеди и сформулировали
- как нужно жить, чтобы не передушить друг друга, да только те, кому
следует за исполнением присматривать, частенько сами же их и нарушают.
Всё от несовершенства человеческой природы и страстей. Хотя, с другой
стороны, я не могу себе представить человечество, которое сможет жить,
руководствуясь только разумом, но это уже другой вопрос...
Ладно, Сема. Заболтался я с тобой. Пора мне. Бывай здоров,
живи долго, счастливо и зла не твори. Держи вот, на память, - и книжку
мне протягивает.
Я её взял, читаю на обложке М. Веллер 'Всё о жизни'. Хотел его поблагодарить, голову поднимаю, а его уже нету. Пропал.
Сунул я книгу подмышку и пошел домой. Подхожу, а моя стоит у
калитки, меня высматривает. И чего-то жалко мне её стало, дуру
бестолковую. Подошел, по голове погладил, она носом в плечо ткнулась,
сопит себе там.
- Пошли, - говорит, - что ли, ужинать? Я картошки наварила и пива тебе купила с воблой, с получки.
- О! - говорю. - Конечно, пошли! У меня от этой философии, что-то живот подвело.
Так мы с ней и двинули, в обнимку, вперед, к светлой жизни и вечному Добру, стал быть.
А вы говорите...
|
Категория: Первоисточники | Добавил: tramp (10.06.2009)
| Автор: Сергей Горохов
|
Просмотров: 723
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
 |
© 2025-2009 Tramp&Go-Go All Rights Reserved |
 |
|
|